Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Пятница, 19.04.2024
Липецкая область, Грязинский район, МБОУ СОШ с.Плеханово
Меню сайта
Прием в 1 класс
День славянской...
Здоровое питание
Мионобрнауки
ВсОШ Липецкой обла
ГТО
Мастер своего дела
#СТОПВИЧСПИД
Народный фронт
Вместе ради детей
Другое дело
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
КОРОНАВИРУС

Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается восприятие, память и мышление; воз­растает концентрация, объем и устойчивость внимания; формируется самосознание и правосознание и др. Поэтому является очевидным использование социальными институтами (семьей, образовательны­ми организациями, подразделениями по пропаганде безопасности дорожного движения, общественны­ми объединениями и пр.) возрастной и индивидуальной психологии детей в правовом воспитании иобучении основам безопасного поведения, а также пропаганде безопасности дорожного движения.

Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом опреде­ляют их поведение на дороге. Детская импульсивность, спонтанность, суженное восприятие, рассеянное вни­мание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения других участников дорожного движения обусловливают резкие изменения в поведении ребенка которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.

Во внеучебное время игра (как ведущий вид деятельности дошкольного возраста) продолжает дос­тавлять удовольствие ребенку и младшего школьного возраста. Игры вблизи дороги и вызываемые иг­рой эмоции интереса, удовольствия, а также недостаточно развитое чувство опасности, соревнователь­ность и увлеченность игрой могут привести к ДТП.

В быстро изменяющихся дорожных ситуациях возникающее у детей свойство «суженного созна­ния» за счет глубоко переживаемых ярких эмоций (испуга, страха, боязни), а, значит, расширения эмо­циональной сферы, снижает мыслительные способности. Дети этого возраста часто и легко падают. Это происходит из-за несовершенства физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление. Сопротивляемость падению развивается вплоть до 12-14 лет. Следствием чего является непрогнозированность их поведения в условиях дорожного движения.

Период младшего школьного возраста — это время формирования внимания, поэтому свойства вни­мания (объем, переключаемость, распределяемость, устойчивость), произвольность и осмысленность восприятия отличаются несовершенством. У таких детей может иметь место отставание в развитии произвольного внимания, организованности. Одной из причин может быть несформированность соот­ветствующих этому возрасту нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. По­этому ребенку данного возраста трудно одновременно удерживать в сознании, выполнять и контроли­ровать действия, необходимые ему как участнику дорожного движения: замечать транспортные средства и участников дорожного движения (тем более, когда их скапливается много на дороге), воспринимать и осмысливать дорожные знаки, светофоры и пр. Только целенаправленное обучение детей действиям, которые необходимы им как участникам дорожного движения, будут способствовать формированию осознанности деятельности как пешехода и пассажира, контроля и самоконтроля этой деятельности, а значит и обеспечению безопасности дорожного движения.

При утомлении функциональное состояние многих систем организма снижается. После занятий в школе младшие школьники проявляют меньшую бдительность при переходе проезжей части улицы чем до уроков. За время пребывания в школе у них появляются новые впечатления, заботы, в результате чего увеличивается рассеянность, отвлекаемость внимания, в том числе в условиях дорожного движения. Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные занятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются компенсировать дефицит двигательной активности резкими движениями, скачками, потасовками. Причем действия их имеют импульсивный, непроизвольный характер.

Как показывают исследования отечественных психологов, дети младшего школьного возраста отличаются доконвенциональным уровнем моральной регуляции поведения. Другими словами, дети ориентируются на мнение единственного взрослого человека, родителя или учителя, как абсолютное и авторитетное. То, что задается детям взрослыми в качестве эталонов, норм и правил поведения, принимается безусловно и становится главным критерием нравственной оценки своего собственного и чужого поведения. Если в ближайшем окружении ребенка находятся взрослые, которые нарушают правила дорожного движения, то велика вероятность подобных нарушений и у ребенка.

Соотношение характеристик поведения детей и причин ДДТТ

Причины ДДТТ

Характеристики поведения ребёнка

Игровая или иная увлечённость

Слабо развитое переключение внимания, недостаточно развито чувство опасности, в т.ч. опасности игр вблизи и на проезжей части.

Логически не прогнозированное поведение особенно в быстро меня­ющейся и экстремальной дорожной обстановке

Яркие негативные состояния (испуг, страх, боязнь), импуль­сивность, отсутствие оценки дорожной ситуации, неумение прог­нозировать дорожную обстановку, недостаточный практический опыт передвижения в условиях дорожного движения (ДД), несформированность координации движений, неумение со­поставления скорости и расстояния, отсутствие навыков ори­ентации в пространстве, в том числе трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины.

Снижение бдительности в состоянии усталости, после учебных занятий

Снижение функционального состояния многих систем орга­низма.

Не замечают приближающейся транспорт и ошибочно считают, что они находятся в безопасности

Суженное восприятие, рассеянное внимание, неразвитое боковое зрение, сниженная ориентировка на дороге, дорожные знаки и ТС, недостаточно развитое чувство опасности. С возрастом расширяется поле зрения за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обозрения справа и слева.

Переход проезжей части в неус­тановленном месте или вне пеше­ходного перехода

Неосознанное подражание нарушающим ПДЦ взрослым, чаще всего родителям или родственникам.

Неподчинение сигналам регулиро­вания

Недостаточный опыт передвижения в условиях ДД, сниженная реакция на изменение дорожной обстановки, медленное реагирование на смену сигналов светофора.

Езда на велосипедах, роликовых коньках по проезжей части дороги

Незнание ПДЦ, низкий уровень правосознания, а также низкий уровень правосознания родителей или законных представителей.

 

Чему учить, что развивать:

  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные вза­имоотношения предметов (близко - далеко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос: «Что обозначает этот знак?»);
  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

-различать, сравнивать, группировать транспортные средства по видам (наземный, подземный,

водный, воздушный) и принадлежности («общественный» и «личный»).

  • характеризовать и объяснять значение слов «опасность», «опасный», «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;
  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения (от дома до школы, библиотеки, кино театра, магазина и др.) по рисункам и личным наблюдениям;
  • развивать скорость реакции (через подвижные игры, используя тематику ПДЦ), познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
  • уметь моделировать пути безопасного поведения (соразмерять скорость движущегося автомобиля

с тем расстоянием, на котором он находится, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя и др.);

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения;
  • приобретать навыки и положительные привычки безопасного поведения на дорогах.

Важно! Для школьников этого возраста создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы они испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достоянием собственного сознания.

Дистанционное обуч
Вход на сайт
ГИА
ЕГЭ
ВПР
ГИА 9
Электронная школа
Госуслуги
Финансовый зачет
Яндекс Лицей
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Туризм