Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Суббота, 20.04.2024
Липецкая область, Грязинский район, МБОУ СОШ с.Плеханово
Меню сайта
Прием в 1 класс
День славянской...
Здоровое питание
Мионобрнауки
ВсОШ Липецкой обла
ГТО
Мастер своего дела
#СТОПВИЧСПИД
Народный фронт
Вместе ради детей
Другое дело
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
КОРОНАВИРУС

 

Психологические и возрастные особенности поведения детей подрасткового возраста.

Ученые-специалисты в области возрастной психологии часто характеризуют подростковый период как кризисный, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общаю­щихся с ним взрослых. Для подросткового возраста характерен период полового созревания, интенсив­ность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психо­логические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно слож­ным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Гетерохронность (неоднородность) развития наиболее характерна для подросткового возраста. Профессор Б.Г. Ананьев в своих работах отмечал: «... наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает...». Гетерохронность в развитии познавательных процессов и личности в значительной степени отражается на специфике осознании содеянного поступка, в частности, в условиях дорожного движения. Характерные для подростков ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков и координации движений, неразвитость бокового зрения снижают безопасность поведения на дороге.

Незрелость нервной системы подростка внешне может проявляться в виде несдержанности и им­пульсивности, «вспышках» раздражительности, быстрой сменой настроения, склонностью к аффек­там, что в свою очередь оказывает существенное влияние на его поведение на дороге. Эта возрастная особенность подростков в быстро меняющихся условиях дорожного движения может стать фактором, снижающим личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Экстре­мальность дорожного движения усиливает эмоциональные реакции подростка и тем самым приводит к снижению адекватности оценки складывающейся на дороге обстановки, и как следствие, разумности поведения подростков. Неслучайно подростки (как и дети) характеризуются на дороге непредсказуе­мостью, неустойчивостью поведения, что может привести к ДТП.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. В возрастной психологии были изучены мотивы общения подростков со сверстника­ми: а) желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; б) мотив занять определенное место в коллективе сверстников; в) стремление к автономии и поиск признания ценности собственной лично­сти. Общение как вид деятельности и относительно самостоятельная область жизни способствует сознательному экспериментированию подростков с собственными отношениями с другими людьми, поиску друзей, выяснению межличностных отношений, смене компаний и пр. Данная особенность воз­раста имеет отношение к безопасности дорожного движения. Не осознавая опасности на дороге, компа­ния подростков-пешеходов, пересекающая проезжую часть, продолжает общаться во время движения. Непосредственный разговор между собой (или опосредованно с кем-либо по телефону) становится отвлекающим фактором во время пересечения проезжей части, а значит, может привести к
дорожно-транспортному происшествию и дорожно-транспортному травматизму. Подчеркнем при этом, что разговор в компании подростков, как правило, отличается эмоциональностью, импульсивностью, что в свою очередь становится дополнительным фактором риска, оказывающим дезорганизующее влияние на адекватность поведения в условиях быстро меняющейся дорожной обстановки.

В общении со сверстниками у подростков происходит проигрывание самых разных сторон челове­ческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализует­ся стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это дея­тельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В процессе со­циализации подростки, в отличии от детей, усваивают правила и нормы поведения на дороге рацио­нальным способом. В общении формируется самосознание как основное новообразование психики. Ведущий характер интимно-личностного общения в развитии подростков определяет вектор (направ­ление) правовой социализации личности. Как справедливо заметил известный отечественный ученый, академик В.М. Бехтерев, в этом возрасте «ребенку легко прививается как все дурное, так и хорош Объяснением тому является характерная для подростков несформированность самосознания, которая проявляется в неуверенности в себе, всевозможных сомнениях и неустойчивости позиций, трудностях в общении, комплексах неполноценности, обвинительном уклоне, фантазиях и т.п. Недостатки в освоении нравственных и правовых норм могут стать причинами нарушений правил дорожного движения. Поведение подростка благодаря влиянию сверстников может быть, как правомерным, так и правонарушающим. Причем знание Правил дорожного движения и следование им под контролем родителей не означает соблюдение подростком этих правил в других ситуациях, например, когда он оказывается один в условиях дорожного движения и тем более, когда он вместе со своими друзьями, сверстниками.

Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Чувство взрослости», формируемое к началу подросткового возраста, «выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость, в т.ч. в самостоятельных мнениях, взглядах. Незрелость самосознания, завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к нарушению правил дорожного движения, протестному поведению в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения, в т.ч. в условиях дорожного движения.

Желание быть как все, стремление приспособиться к большинству бывает у подростков очень сильным. Характерный для подросткового возраста «стадный инстинкт», возрастная склонность выделять лидера и следовать за ним способность реализоваться в своих приятелях, в референтном круге сочетается с внушаемостью, подражанием, конформностью. Указанные психологические механизмы объясняют нарушение ПДД группой подростков, выступающих в качестве пешеходов или водителей велосипедов, скутеров, мотоциклов. Подросток, уподобляя себя представителю или лидеру референтной асоциальной группы или самой группе, и даже взрослым правонарушителям, стремится тем самым повысить собственный авторитет и самоутвердиться. Накопление таким подростком опыта опасного поведения в условиях дорожного движения становится решающим фактором дорожно-транспортных происшествий.

Причины ДДТТ

Характеристики поведения подростка

Непредсказуемость поведения, особенно в быстро меняющейся дорожной обста­новке

Незрелость нервной системы, эмоциональная неуравновешенность и импульсивность; недостаточный житейский опыт, неготовность к возникновению неожиданной стрессовой дорожной ситуации.

Неумение сопоставить скорость транс­портных средств и расстояние до них, отсутствие устойчивых навыков ориентации в пространстве

Гетерохронность развития: недостаточная сформированность координации движений, неразвитость бокового зрения.

Отвлеченность внимания в условиях дорожного движения

Интимно-личностное общение с себе подобными в условиях дорожного движения, ограниченность навыков соблюдения ПДД.

Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения

Проявление чувства «взрослости».

 

 
  Надпись: Причины ДДТТ Характеристики поведения подростка
Непредсказуемость поведения, особенно в быстро меняющейся дорожной обста¬новке Незрелость нервной системы, эмоциональная неуравновешенность и импульсивность; недостаточный житейский опыт, неготовность к возникновению неожиданной стрессовой дорожной ситуации.
Неумение сопоставить скорость транс-портных средств и расстояние до них, отсутствие устойчивых навыков ориентации в пространстве Гетерохронность развития: недостаточная сформированность координации движений, неразвитость бокового зрения.
Отвлеченность внимания в условиях дорожного движения Интимно-личностное общение с себе подобными в условиях дорожного движения, ограниченность навыков соблюдения ПДД.
Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения Проявление чувства «взрослости».

Соотношение характеристик поведения подростков и причин ДДТТ

 

 

Переоценка своих возможностей

Незрелое самосознание и самооценка, стремление завоевать авторитет.

соревновательность,

Неумение брать на себя ответственность за свои действия

Незрелость нравственного и правового конвенциональная мораль.

сознания,

Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД

Импульсивность, эмоциональная неуравновешенность выраженная потребность в самоутверждении, привлечение внимания референтной группы к своей личности.

Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге

Социально-негативный опыт, автономная мораль.

       

 


 

Чему учить, что развивать:

  • углубленно изучать Правила дорожного движения, в частности те из них, которые определяют управление мопедом, мотоциклом, скутером;
  • формировать систему знаний о динамике движения транспортных средств;
  • анализировать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обес печения безопасности дорожного движения;
  • определять административную, уголовную, гражданскую, морально-нравственную ответственность за нарушения в области дорожного движения (особенно за нарушение Правил дорожного движения лицами, управляющими велосипедами, мопедами и мотоциклами);
  • выделять социальный, экономический и нравственный аспект дорожно-транспортных происше ствий, в целом сохранности жизни участникам дорожного движения;
  • развивать рефлексию, самосознание и правосознание, лежащие в основе правопослушного поведе ния при соблюдении основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • вырабатывать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать культуру безопасного поведения на дороге как часть общей культуры безопасности жизнедеятельности.

Помните! Знание Правил дорожного движения, обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только при помощи умения прогнозировать, т. е. предвидеть опасность на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться проявления безопасного поведения на дороге.

Литература:

А.В. Вашкевич, Е.И Толочко, Н.Л. Иванова, О.В. Позднякова. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: СПб. :ИП Веснин Евгений Юрьевич, 2015. - 48 с.

 

Дистанционное обуч
Вход на сайт
ГИА
ЕГЭ
ВПР
ГИА 9
Электронная школа
Госуслуги
Финансовый зачет
Яндекс Лицей
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Туризм