Психологические и возрастные особенности поведения детей подрасткового возраста.
Ученые-специалисты в области возрастной психологии часто характеризуют подростковый период как кризисный, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Для подросткового возраста характерен период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Гетерохронность (неоднородность) развития наиболее характерна для подросткового возраста. Профессор Б.Г. Ананьев в своих работах отмечал: «... наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает...». Гетерохронность в развитии познавательных процессов и личности в значительной степени отражается на специфике осознании содеянного поступка, в частности, в условиях дорожного движения. Характерные для подростков ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков и координации движений, неразвитость бокового зрения снижают безопасность поведения на дороге.
Незрелость нервной системы подростка внешне может проявляться в виде несдержанности и импульсивности, «вспышках» раздражительности, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам, что в свою очередь оказывает существенное влияние на его поведение на дороге. Эта возрастная особенность подростков в быстро меняющихся условиях дорожного движения может стать фактором, снижающим личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Экстремальность дорожного движения усиливает эмоциональные реакции подростка и тем самым приводит к снижению адекватности оценки складывающейся на дороге обстановки, и как следствие, разумности поведения подростков. Неслучайно подростки (как и дети) характеризуются на дороге непредсказуемостью, неустойчивостью поведения, что может привести к ДТП.
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. В возрастной психологии были изучены мотивы общения подростков со сверстниками: а) желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; б) мотив занять определенное место в коллективе сверстников; в) стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. Общение как вид деятельности и относительно самостоятельная область жизни способствует сознательному экспериментированию подростков с собственными отношениями с другими людьми, поиску друзей, выяснению межличностных отношений, смене компаний и пр. Данная особенность возраста имеет отношение к безопасности дорожного движения. Не осознавая опасности на дороге, компания подростков-пешеходов, пересекающая проезжую часть, продолжает общаться во время движения. Непосредственный разговор между собой (или опосредованно с кем-либо по телефону) становится отвлекающим фактором во время пересечения проезжей части, а значит, может привести к
дорожно-транспортному происшествию и дорожно-транспортному травматизму. Подчеркнем при этом, что разговор в компании подростков, как правило, отличается эмоциональностью, импульсивностью, что в свою очередь становится дополнительным фактором риска, оказывающим дезорганизующее влияние на адекватность поведения в условиях быстро меняющейся дорожной обстановки.
В общении со сверстниками у подростков происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В процессе социализации подростки, в отличии от детей, усваивают правила и нормы поведения на дороге рациональным способом. В общении формируется самосознание как основное новообразование психики. Ведущий характер интимно-личностного общения в развитии подростков определяет вектор (направление) правовой социализации личности. Как справедливо заметил известный отечественный ученый, академик В.М. Бехтерев, в этом возрасте «ребенку легко прививается как все дурное, так и хорош Объяснением тому является характерная для подростков несформированность самосознания, которая проявляется в неуверенности в себе, всевозможных сомнениях и неустойчивости позиций, трудностях в общении, комплексах неполноценности, обвинительном уклоне, фантазиях и т.п. Недостатки в освоении нравственных и правовых норм могут стать причинами нарушений правил дорожного движения. Поведение подростка благодаря влиянию сверстников может быть, как правомерным, так и правонарушающим. Причем знание Правил дорожного движения и следование им под контролем родителей не означает соблюдение подростком этих правил в других ситуациях, например, когда он оказывается один в условиях дорожного движения и тем более, когда он вместе со своими друзьями, сверстниками.
Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Чувство взрослости», формируемое к началу подросткового возраста, «выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость, в т.ч. в самостоятельных мнениях, взглядах. Незрелость самосознания, завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к нарушению правил дорожного движения, протестному поведению в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения, в т.ч. в условиях дорожного движения.
Желание быть как все, стремление приспособиться к большинству бывает у подростков очень сильным. Характерный для подросткового возраста «стадный инстинкт», возрастная склонность выделять лидера и следовать за ним способность реализоваться в своих приятелях, в референтном круге сочетается с внушаемостью, подражанием, конформностью. Указанные психологические механизмы объясняют нарушение ПДД группой подростков, выступающих в качестве пешеходов или водителей велосипедов, скутеров, мотоциклов. Подросток, уподобляя себя представителю или лидеру референтной асоциальной группы или самой группе, и даже взрослым правонарушителям, стремится тем самым повысить собственный авторитет и самоутвердиться. Накопление таким подростком опыта опасного поведения в условиях дорожного движения становится решающим фактором дорожно-транспортных происшествий.
|
Соотношение характеристик поведения подростков и причин ДДТТ
Переоценка своих возможностей |
Незрелое самосознание и самооценка, стремление завоевать авторитет. |
соревновательность, |
|
Неумение брать на себя ответственность за свои действия |
Незрелость нравственного и правового конвенциональная мораль. |
сознания, |
|
Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД |
Импульсивность, эмоциональная неуравновешенность выраженная потребность в самоутверждении, привлечение внимания референтной группы к своей личности. |
||
Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге |
Социально-негативный опыт, автономная мораль. |
||
|
Чему учить, что развивать:
- углубленно изучать Правила дорожного движения, в частности те из них, которые определяют управление мопедом, мотоциклом, скутером;
- формировать систему знаний о динамике движения транспортных средств;
- анализировать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обес печения безопасности дорожного движения;
- определять административную, уголовную, гражданскую, морально-нравственную ответственность за нарушения в области дорожного движения (особенно за нарушение Правил дорожного движения лицами, управляющими велосипедами, мопедами и мотоциклами);
- выделять социальный, экономический и нравственный аспект дорожно-транспортных происше ствий, в целом сохранности жизни участникам дорожного движения;
- развивать рефлексию, самосознание и правосознание, лежащие в основе правопослушного поведе ния при соблюдении основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
- вырабатывать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать культуру безопасного поведения на дороге как часть общей культуры безопасности жизнедеятельности.
Помните! Знание Правил дорожного движения, обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только при помощи умения прогнозировать, т. е. предвидеть опасность на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться проявления безопасного поведения на дороге.
Литература:
А.В. Вашкевич, Е.И Толочко, Н.Л. Иванова, О.В. Позднякова. Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: СПб. :ИП Веснин Евгений Юрьевич, 2015. - 48 с.