Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается восприятие, память и мышление; возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; формируется самосознание и правосознание и др. Поэтому является очевидным использование социальными институтами (семьей, образовательными организациями, подразделениями по пропаганде безопасности дорожного движения, общественными объединениями и пр.) возрастной и индивидуальной психологии детей в правовом воспитании иобучении основам безопасного поведения, а также пропаганде безопасности дорожного движения.
Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность, спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения других участников дорожного движения обусловливают резкие изменения в поведении ребенка которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.
Во внеучебное время игра (как ведущий вид деятельности дошкольного возраста) продолжает доставлять удовольствие ребенку и младшего школьного возраста. Игры вблизи дороги и вызываемые игрой эмоции интереса, удовольствия, а также недостаточно развитое чувство опасности, соревновательность и увлеченность игрой могут привести к ДТП.
В быстро изменяющихся дорожных ситуациях возникающее у детей свойство «суженного сознания» за счет глубоко переживаемых ярких эмоций (испуга, страха, боязни), а, значит, расширения эмоциональной сферы, снижает мыслительные способности. Дети этого возраста часто и легко падают. Это происходит из-за несовершенства физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление. Сопротивляемость падению развивается вплоть до 12-14 лет. Следствием чего является непрогнозированность их поведения в условиях дорожного движения.
Период младшего школьного возраста — это время формирования внимания, поэтому свойства внимания (объем, переключаемость, распределяемость, устойчивость), произвольность и осмысленность восприятия отличаются несовершенством. У таких детей может иметь место отставание в развитии произвольного внимания, организованности. Одной из причин может быть несформированность соответствующих этому возрасту нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. Поэтому ребенку данного возраста трудно одновременно удерживать в сознании, выполнять и контролировать действия, необходимые ему как участнику дорожного движения: замечать транспортные средства и участников дорожного движения (тем более, когда их скапливается много на дороге), воспринимать и осмысливать дорожные знаки, светофоры и пр. Только целенаправленное обучение детей действиям, которые необходимы им как участникам дорожного движения, будут способствовать формированию осознанности деятельности как пешехода и пассажира, контроля и самоконтроля этой деятельности, а значит и обеспечению безопасности дорожного движения.
При утомлении функциональное состояние многих систем организма снижается. После занятий в школе младшие школьники проявляют меньшую бдительность при переходе проезжей части улицы чем до уроков. За время пребывания в школе у них появляются новые впечатления, заботы, в результате чего увеличивается рассеянность, отвлекаемость внимания, в том числе в условиях дорожного движения. Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные занятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются компенсировать дефицит двигательной активности резкими движениями, скачками, потасовками. Причем действия их имеют импульсивный, непроизвольный характер.
Как показывают исследования отечественных психологов, дети младшего школьного возраста отличаются доконвенциональным уровнем моральной регуляции поведения. Другими словами, дети ориентируются на мнение единственного взрослого человека, родителя или учителя, как абсолютное и авторитетное. То, что задается детям взрослыми в качестве эталонов, норм и правил поведения, принимается безусловно и становится главным критерием нравственной оценки своего собственного и чужого поведения. Если в ближайшем окружении ребенка находятся взрослые, которые нарушают правила дорожного движения, то велика вероятность подобных нарушений и у ребенка.
Соотношение характеристик поведения детей и причин ДДТТ
Причины ДДТТ |
Характеристики поведения ребёнка |
Игровая или иная увлечённость |
Слабо развитое переключение внимания, недостаточно развито чувство опасности, в т.ч. опасности игр вблизи и на проезжей части. |
Логически не прогнозированное поведение особенно в быстро меняющейся и экстремальной дорожной обстановке |
Яркие негативные состояния (испуг, страх, боязнь), импульсивность, отсутствие оценки дорожной ситуации, неумение прогнозировать дорожную обстановку, недостаточный практический опыт передвижения в условиях дорожного движения (ДД), несформированность координации движений, неумение сопоставления скорости и расстояния, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины. |
Снижение бдительности в состоянии усталости, после учебных занятий |
Снижение функционального состояния многих систем организма. |
Не замечают приближающейся транспорт и ошибочно считают, что они находятся в безопасности |
Суженное восприятие, рассеянное внимание, неразвитое боковое зрение, сниженная ориентировка на дороге, дорожные знаки и ТС, недостаточно развитое чувство опасности. С возрастом расширяется поле зрения за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обозрения справа и слева. |
Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода |
Неосознанное подражание нарушающим ПДЦ взрослым, чаще всего родителям или родственникам. |
Неподчинение сигналам регулирования |
Недостаточный опыт передвижения в условиях ДД, сниженная реакция на изменение дорожной обстановки, медленное реагирование на смену сигналов светофора. |
Езда на велосипедах, роликовых коньках по проезжей части дороги |
Незнание ПДЦ, низкий уровень правосознания, а также низкий уровень правосознания родителей или законных представителей. |
|
Чему учить, что развивать:
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко - далеко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос: «Что обозначает этот знак?»);
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
-различать, сравнивать, группировать транспортные средства по видам (наземный, подземный,
водный, воздушный) и принадлежности («общественный» и «личный»).
- характеризовать и объяснять значение слов «опасность», «опасный», «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения (от дома до школы, библиотеки, кино театра, магазина и др.) по рисункам и личным наблюдениям;
- развивать скорость реакции (через подвижные игры, используя тематику ПДЦ), познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
- уметь моделировать пути безопасного поведения (соразмерять скорость движущегося автомобиля
с тем расстоянием, на котором он находится, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя и др.);
- вырабатывать навыки контроля и самооценки поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения;
- приобретать навыки и положительные привычки безопасного поведения на дорогах.
Важно! Для школьников этого возраста создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы они испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достоянием собственного сознания.